Трансфертное ценообразование
С 2014 года осуществление контроля установления цен в сделках между взаимозависимыми лицами и контролируемых сделках становится актуальным для каждого налогоплательщика.
В России 01.01.2012 вступил в действие Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Федеральный закон N 227-ФЗ), который ввел новые правила трансфертного ценообразования в Российской Федерации. При этом нормы ст. 20 Налогового кодекса РФ (НК РФ) и ст. 40 НК РФ утратили свою силу в отношении сделок, заключенных после 01.01.2012.
Перечень контролируемых сделок в соответствии с новыми правилами трансфертного ценообразования с 2014 года
N п/п |
Вид сделок |
Условие, при котором сделка признается контролируемой |
Источник |
1 |
Сделки между взаимозависимыми лицами внутри Российской Федерации |
Сумма доходов по сделкам (в том числе и через цепочку посредников) превышает 1 млрд руб. за календарный год |
Подпункт 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ |
2 |
Внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами в том числе через компании - посредники |
все сделки |
Письмо Минфина России от 26.12.2012 N 03-01-18/10-196 |
3 |
Внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли |
Сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год |
Подпункт 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, п. 7 ст. 105.14 НК РФ |
4 |
Сделки с лицами, зарегистрированными в офшорных зонах |
Сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год |
Подпункт 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, п. 7 ст. 105.14 НК РФ |
5 |
Сделки между взаимозависимыми лицами при участии компаний-посредников (агентов, комиссионеров) |
все сделки |
Подпункт 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ |
6 |
Сделки между взаимозависимыми лицами внутри Российской Федерации, если одна из сторон является плательщиком НДПИ, ставка которого выражена в процентах |
Сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год |
Подпункт 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 ст. 105.14 НК РФ |
7 |
Сделки между взаимозависимыми лицами внутри Российской Федерации, если одна из сторон является плательщиком единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход |
Сумма доходов по сделкам превышает 100 млн руб. за календарный год |
Подпункт 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 ст. 105.14 НК РФ |
8 |
Сделки между взаимозависимыми лицами внутри Российской Федерации, если одна из сторон освобождена от обязанности плательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе ставку 0%, компании применяющие УСН |
Сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год |
Подпункт 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 ст. 105.14 НК РФ |
9 |
Сделки между взаимозависимыми лицами внутри Российской Федерации, если одна из сторон является резидентом особой экономической зоны |
Сумма доходов по сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год |
Подпункт 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 ст. 105.14 НК РФ |
В случае выявления сделки, попадающей в данный перечень, компании необходимо:
- Подготовить и сдать в налоговые органы Уведомление о контролируемых сделках в срок до 15 мая года, следующего за отчетным
- Подготовить Документацию по каждой контролируемой сделке, совершенной в отчетном году в целях налогового контроля.
Документация должна содержать следующую обязательную информацию:
- Описание основных характеристик сферы (вида) деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), необходимое для понимания особенностей процесса ценообразования
- Описание основных характеристик группы компаний, в которую входит налогоплательщик (лица), совершивший контролируемую сделку (группу однородных сделок)
- Сведения о контролируемой сделке и функциональный анализ
- Выбор методики ценообразования для целей налогообложения и источников информации
- Определение интервала рыночных цен или рентабельности
В случае отсутствия требуемой документации при прохождении налоговой проверки и доначислении налогов за налоговые периоды 2014 - 2016 годов налоговая санкция, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.3 НК РФ, применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Наша команда профессионалов готова оказать Вам помощь, как в создании отдельной структурной единицы в Вашей компании, отвечающей за процессы ТЦО, так и помощь в подготовке требуемой отчетности для сдачи в налоговые органы, а так же документации по сделкам с целью обоснования рыночного уровня применяемых цен для целей налогообложения.
Кроме этого:
- Диагностика рисков трансфертного ценообразования и подготовка рекомендаций по усовершенствованию существующей политики ценообразования, в том числе путем реорганизации производственно-сбытовой структуры поставок
- Обоснование используемой методологии и соответствия текущих трансфертных цен рыночному уровню
- Консультирование по вопросам структурирования внутригрупповых сделок на основе принципа соответствия цен рыночному уровню, в частности при передачи прав на интеллектуальную собственность
- Консультирование по вопросам разработки методологии трансфертного ценообразования в отношении услуг и моделей распределения затрат
- Разработка бизнес-процессов и системы внутреннего контроля для целей соблюдения политики трансфертного ценообразования
- Содействие в урегулировании споров, возникающих по итогам проведения налоговых проверок
- Формирование рекомендаций по автоматизации процесса трансфертного ценообразования на базе 1:С.